Как защитить идею. Патенты игровых компаний. Часть 1

Как защитить идею, программный продукт, игру? Интересный вопрос, который волнует многих предпринимателей, в частности, разработчиков программных продуктов, таких как компьютерные игры. В данной статье я собрал самые интересные, с моей точки зрения, игровые патенты на технологии, связанные с компьютерными играми. Давайте посмотрим, что патентуют известные разработчики и издатели компьютерных игр.

В предыдущей статье  «Как запатентовать игру» я рассказал об основных способах защиты своей компьютерной игры: контента, названий, дизайна, технологий и т.д. В этой статье я приведу примеры того, как защитить идею, а точнее примеры того, как защищают свои игры сильные игровые гиганты.

Square Enix — Video game including character capability setting

Когда я купил себе Sony PlayStation 2, то одной из первых игр, которые мне посоветовали, была JRPG Final Fantasy X (Последняя Фантазия 10). Эта игра перевернула для меня мир компьютерных игр.До сих пор я не могу сказать, что какая-то игра также захватила меня, как эта. Ну, разве что, Jagged Alliance и Fallout. Но самым удивительным в данной игре я считаю сетку сфер, при помощи которой вы можете развивать навыки своего персонажа.

sphere-grid-final-fantasy-x-large
Как защитить идею: На рисунке показана сетка сфер из игры Final Fantasy X.

Кстати, на эту сетку сфер 13 января 2004 года был выдан американский патент под номером 6,676,519 компании Kabushiki Kaisha Square Enix.

Патент носит название “Video game including character capability setting” и описывает карту очков, которая используется для распределения очков персонажа с целью получения им определенных навыков и улучшения характеристик отряда.

final-fantasy-patent
На рисунке показана сетка сфер (Sphere Grid), позволяющая улучшать характеристики отряда.

Кстати, 12 мая 2016 года десятая серия Последней Фантазии в двух частях игра вышла в HD качестве и доступна в Стиме FINAL FANTASY X/X-2 HD Remastered.

Square Enix — Game apparatus

А вот – одна из относительно свежих патентных заявок Square Enix, которая ожидает решения в патентном ведомстве по патентам и товарным знакам США. Заявка на патент опубликована под номером US20140106879 17 апреля 2014 года и называется просто “Game apparatus”.
Название простое, а описание заявки на изобретение и формула изобретения включает способ (а также устройство хранения и игровое устройство), описывающий возможность выполнения различных типов атак врага всего лишь одной кнопкой, например, в зависимости от взаимного расположения игрового персонажа и противника, а также в зависимости от расстояния между ними.

square-enix-us20140106879-patent-onebutton-attack
На рисунке показана блок-схема процесса определения типа атаки в изобретении Square Enix.

“The present invention provides a game apparatus that can cast various attacks only by pressing the same operating button…”

Первые компьютерные игры и первые патенты на игры

А теперь патент из истории. Первый патент на компьютерную игру был выдан патентным ведомством США 14 декабря 1948 года Эстлу Рею Манну (Mann Estle Ray) и Томасу Т. Голдсмиту младшему (Jr Thomas T Goldsmith,). Изобретение представляет собой ракетный симулятор и носит название “Cathode-ray tube amusement device”.

first-videogame-patent
На рисунке изображены чертежи, которые прилагались авторами изобретения к заявке на первый патент на компьютерную игру (видеоигру).

Однако, поскольку запатентованное устройство являлось полностью аналоговым устройством без цифрового вычислителя и памяти, а также не исполняла компьютерный код, данный игровой аппарат (видеоигра) не все считают компьютерной игрой.
Напротив, многие считают первой видеоигрой (игровой программой, предназначенной для развлечения) “Теннис для двоих”, созданной Уильямом Хигинботамом (William Higinbotham) в 1958 году. Графика игры “Tennis for Two” выводилась на осциллограф, например , DuMont Lab Oscilloscope Type 304-A. Игра завоевала популярность за три дня.
А вот первым патентом на видеоигру (в современном понимании этого слова) многие эксперты считают патент на игровой процесс/игру под названием “Microcomputer controlled game”, который был выдан 10 июня 1980 года под номером US 4207087. Авторами патента являются Ральф Байер (которого еще называют “Отцом видеоигр” за его огромный вклад в индустрию компьютерных игр) и Говард Моррисон.

really-first-videogame-patent
На рисунке показан первый патент на систему и способ для запуска видеоигр, использующий микропроцессор.

Оставим историю в покое и перейдем к более современным играм и запатентованным технологиям.

Namco — Recording medium, method of loading games program code means, and games machine

17 февраля 1998 года компания Namco Ltd. получила патент № 5718632 на способ загрузки компьютерного кода, включающий запуск и возможность играть в миниигры, пока загружается основная игра или игровая сцена. Патент носит название “Recording medium, method of loading games program code means, and games machine”.

us5718632-auxiliary-game-running
На рисунке показана схема игрового устройства и модули устройства, в частности, модули, которые выполняют запуск дополнительной игры (мини-игры) в то время, пока загружается основная игра.

Конечно компания Namco не остановилась на одном только патенте на мини-игру и сейчас количество выданных патентов компании насчитывает более 350 патентов, в том числе патентов на дизайн (о которых я рассказывал в статье “Как запатентовать игру” ). Недаром Namco считается одним из пионеров аркадных игр. Компания выпустила такие хиты как Bee Gee, Galaxian, Pac-Man, Galaga.

Namco — Game machine

А вот пример того как защитить идею на игровой аппарат. Патент на дизайн игрового аппарата от Namco:

d753234-namco-game-machine
Как защитить идею — дизайн устройства: На рисунке показан патент на дизайн игрового аппарата, выданный компании Namco в 2016 году 5 апреля под номером D753234.

 

Namco — Game performing method, game apparatus, storage medium, data signal and program

Еще один из патентов, принадлежащих компании Namco, описывает мусорный шар, который вы можете встретить в игре Katamari Damacy.

Целью главного героя игры, маленького принца, является строительство разрушенных его отцом звезд, созвездий и Луны путем перекатывания магического шара, способного приклеивать к себе все, что встретится у него на пути, и называется «катамари» (塊).

Как защитить идею: katamari-damacy-namco-patent.
На рисунке показан клейкий шар Катамари из игры Katamari Damacy.

Патент на такой клейкий шар, а точнее на способ сбора множества объектов в общую массу путем катания такого объекта, причем форма объекта поддерживается близкой к форме шара, был выдан 22 июля 2008 года.

Название патента носит общий характер и никак не указывает на запатентованную в нем технологию: “Game performing method, game apparatus, storage medium, data signal and program”. Конечно, патент принадлежит компании NAMCO BANDAI Games Inc.

namco-us7402104-ball
На рисунке показана титульная страница патента на изобретение, выданного компании Namco.

Namco — Game information, information storage medium and game apparatus

Многие используют планшет для того, чтобы читать почту, серфить в интернете, читать книги, рисовать, текстурировать 3D модели и, конечно, играть в игры.
Namco решила вопрос как защитить идею использования планшета по-новому: новый способ игрового процесса с использованием планшета.

В игровом патенте Namco “Game information, information storage medium and game apparatus” на способы и устройства для генерации изображения, выданном 9 ноября 2010 года патентным ведомством по патентам и товарным знакам США, под номером 7,828,295, компания описала использование планшета и игровых фигурок, перемещаемых по планшету игроком, с целью формирования изображения на компьютерном устройстве в зависимости от позиции игровой фигурке на планшете.

tablet-game-object-interaction-namco-7828295
На рисунке показаны чертежи/фигуры из патента Namco на совместное использование планшетов и предметов реального мира.

Для того чтобы воспользоваться данным изобретением, достаточно лишь подключить планшет к компьютеру или игровой приставке, а также запустить приложение, например, компьютерную игру, которое способно отслеживать положение и ориентацию в пространстве реальных объектов на планшете и изменять положение игрового персонажа в виртуальном мире. В патенте также описывается взаимодействие игровых персонажей друг с другом, например, когда игровые персонажи расположены рядом друг с другом, например, перед рукопашной атакой, или на расстоянии – готовые для нанесения повреждений на расстоянии, например, используя магию или метательное оружие.

Продолжение патентов, связанных с тем, как защитить идею – в следующей части статьи «Как защитить идею. Патенты игровых компаний. Часть 2: Как запатентовать идею«.

 

Автор: Максим Голдобин (goldmaxval@gmail.com)

Специалист по защите интеллектуальной собственности, патентовед.

Добавить комментарий